Строительные работы

Создание и ликвидация предприятий в строительстве



Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и организаций осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц и другими государственными документами.

Создание предприятий и организаций. По существу, создание предприятий и организаций включает в себя две стадии: учреждение и государственную регистрацию.

На стадии учреждения учредитель или учредители принимают решение о создании предприятия (организации) и оформляют необходимую документацию.

Учредителями предприятий и организаций в зависимости от формы собственности на их имущество могут быть:

государственные органы или органы местного самоуправления при создании государственных или муниципальных унитарных предприятий;

дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (юридические лица) при создании хозяйственных товариществ и обществ;

юридические лица при создании объединений предприятий и организаций (концернов, холдингов, консорциумов и др.);

существующие хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия при создании дочерних обществ и предприятий;

иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица при создании совместных предприятий и организаций или предприятий и организаций с иностранными инвестициями;

добровольные объединения граждан при создании производственных кооперативов;

фонды и общественные организации при создании хозяйственных обществ.

Количество учредителей для отдельных видов предприятий и организаций регулируется законодательно и это должно учитываться при их создании.

Учредительными документами хозяйственных товариществ является учредительный договор, подписанный их учредителями, а учредительными документами хозяйственных обществ - учредительный договор и утвержденный устав. Учредительными документами государственных и муниципальных унитарных предприятий являются приказ или распоряжение органа государственного либо муниципального управления об образовании предприятия и устав предприятия, утвержденный этим органом в установленном порядке.

Предприятия и организации могут создаваться на базе собственности граждан (юридических лиц), собственности юридических лиц (существующих организаций), государственной или муниципальной собственности, а также на базе коллективной и смешанной собственности.

В учредительных договорах хозяйственных товариществ определяются цели их создания, виды осуществляемой деятельности, источники образования, объем и состав складочного (уставного) капитала, распределение долей уставного фонда между учредителями и порядок их изменения, порядок и сроки внесения вкладов, ответственность за соблюдение обязательств по внесению вкладов, порядок использования и распределения между учредителями прибыли и других результатов хозяйствования, порядок разрешения хозяйственных отношений между ними.

В учредительных договорах хозяйственных обществ также определяются цели их создания, виды осуществляемой деятельности, источники и объем уставного капитала, а также в зависимости от вида и условий создания общества - распределение уставного фонда или акций между учредителями, порядок и источники увеличения уставного капитала и др. Основным же документом, регламентирующим экономические основы функционирования хозяйственных обществ и управление ими, является устав.

В уставах хозяйственных обществ указываются:

полное и сокращенное фирменное наименование общества;

местонахождение общества;

тип общества (с ограниченной ответственностью, открытое или закрытое акционерное общество);

количество, номинальная стоимость, категории акций (привилегированные, обыкновенные) и типы привилегированных акций, размещаемых акционерными обществами;

права учредителей обществ с ограниченной ответственностью и права акционеров акционерных обществ;

размер уставного капитала общества;

структура, права и обязанности органов управления общества и порядок принятия ими решений;

компетенции органа управления общества и общего собрания акционеров по решению всех вопросов, связанных с функционированием, развитием, реорганизацией и прекращением деятельности общества;

порядок подготовки и проведения в акционерных обществах общего собрания акционеров;

сведения о филиалах и представительствах общества;

другие положения, сведения и условия функционирования общества.

Все организации и предприятия независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества подлежат государственной регистрации. Только после государственной регистрации они приобретают статус юридического лица и право заниматься производственно-хозяйственной деятельностью согласно своим уставам и другим учредительным документам.

В соответствии с положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация предприятий и организаций осуществляется при предоставлении следующих документов:

заявление о регистрации;

учредительный договор или приказ о создании организации или предприятия;

устав организации (кроме хозяйственных обществ) или предприятия, утвержденный соответственно собранием акционеров (учредителей) или органом, издавшим приказ о создании предприятия;

документ, подтверждающий внесение не менее 50% средств от суммы уставного капитала, указанной в учредительных документах (для организаций в виде хозяйственного общества или товарищества);

документ о согласовании с учредителем величины и способа внесения вклада в уставной фонд (для унитарного предприятия);

свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию предприятия, организации;

документ согласования создания предприятия или организации со стороны антимонопольного органа (для предприятий и организаций с размером уставного капитала, подпадающим под обязательность указанного согласования).

Государственная регистрация осуществляется в течение трех дней с момента представления документов в регистрирующий орган или в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления документов при почтовом способе отправки документов. Отказ в государственной регистрации предприятия или организации может быть сделан только при несоответствии представленных документов требованиям, определенным в законах. Споры по регистрации предприятий и организаций рассматриваются в арбитражных судах.

Получив документ о государственной регистрации, предприятие или организация в 10-дневный срок обязано встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения. Ему присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). После этого предприятие может открыть свой расчетный счет в банке, изготовить печать, одновременно в 5-дневный срок должно встать на учет в территориальном пенсионном фонде и других государственных социальных внебюджетных фондах.

Реорганизация предприятий и организаций. В процессе деятельности может происходить реорганизация предприятий и организаций, под которой понимается их слияние, присоединение к другим предприятиям и организациям, а также их разделение, выделение из них новых предприятий и организаций, другие преобразования. Реорганизация предприятий и организаций как юридических лиц осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законами об отдельных юридических лицах. Реорганизация может быть осуществлена по решению учредителей или по решению органа управления предприятием, организацией, уполномоченной на то учредительными документами.

Ликвидация предприятий и организаций. В зависимости от результатов хозяйствования, изменения хозяйственной политики и по другим причинам предприятия и организации могут ликвидироваться. Под ликвидацией предприятий и организаций как юридических лиц понимается полное прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей или органа управления, уполномоченного на это учредительными документами;

в связи с истечением сроков, на которое было создано юридическое лицо;

в связи с достижением цели, для которой было создано юридическое лицо;

в случае признания в судебном порядке недействительной регистрации юридического лица;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законом, или в случае неоднократного грубого нарушения законов и правовых актов РФ;

вследствие признания юридического лица в судебном порядке несостоятельным (банкротом), не способным рассчитаться по финансовым обязательствам в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Учредители или орган, принявший решение о ликвидации организации, предприятия, обязан письменно об этом уведомить соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. По согласованию с этим органом учредили или орган управления, принявший решение о ликвидации организации, предприятия, назначают ликвидационную комиссию. С момента ее назначения к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой организации, предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно уведомляет о ее ликвидации всех кредиторов предприятия или организации, выявляет и принимает меры к взысканию дебиторской задолженности. В пределах имеющихся возможностей с учетом реализации имеющегося имущества удовлетворяет требования кредиторов согласно определенной в законах последовательности. При недостаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов имущество распределяется пропорционально суммам претензий кредиторов. Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, то оно передается учредителям ликвидируемой организации, предприятиям, имеющим вещные права на это имущество или обязательства в отношении них.

Казенные предприятия могут быть реорганизованы или ликвидированы только по решению Правительства РФ.

Ликвидация предприятий и организаций считается завершенной, а сами они считаются прекратившими существование лишь после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.