Строительные работы

Инженерная подготовка и оборудование строительных площадок



Общие положения

Одним из важных этапов строительства зданий и сооружений является подготовка строительного производства. Здесь закладывается основа планомерного развертывания строительно-монтажных работ и взаимоувязанной деятельности всех участников строительства объекта.

В этот период решаются вопросы обеспечения стройки проектно-сметной документацией, отвод площадки под строительство, обеспечение строительства подъездными путями, электро-, водо-, теплоснабжения, организации поставки оборудования, конструкций, материалов и заключение договоров подряда и субподряда, оформление разрешений и допусков на производство работ.

Работы по подготовке объекта к строительству можно разделить на внеплощадочные и внутриплощадочные.

Внеплощадочные подготовительные работы включают строительство подъездных путей, линий электропередачи, сетей водоснабжения, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых поселков для строителей, создание при необходимости производственной базы строительных и монтажных организаций.

Внутриплощадочные подготовительные работы включают сдачу-приемку геодезической разбивочной сети (основы) для строительства, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ - расчистку территории, снос строений и др., планировку территории, отвод поверхностных и грунтовых вод, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых инженерных сетей, устройство постоянных и временных дорог, обеспечение строительной площадки временным ограждением, противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением.

Расчистка территории

Снос зданий и сооружений выполняют разрушением механическим и взрывным способами или разборкой с использованием соответствующих механизмов и оборудования. Эти работы относят к категории сложных и трудоемких, и от их успешного проведения зависят общая продолжительность возведения объекта и предоставление фронта работ для развертывания строительства.

Указанные работы к тому же являются в определенной степени опасными и требуют особого внимания. Перед обрушением вертикальных частей строения снимают элементы кровли, а сами вертикальные части для предотвращения разброса обломков следует обрушить внутрь.

Для разрушения зданий применяют автокраны или краны-экскаваторы (драглайн), оборудованные в качестве ударного элемента металлическим шаром или другими механизмами (клин-бабой). Сборные и монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по ранее разработанной схеме сноса.

Разрушение конструкций зданий и монолитного железобетона может осуществляться гидравлическими экскаваторами, оборудованными гидромолотами. Подвеска гидромолота должна предусматривать возможность его работы в горизонтальном направлении. Эффективно применение гидроклиновых установок. В комплект установки входят четыре гидроклина (рис.1).


Рис.1. Комплект гидроклиновой установки:

1 - фундамент; 2 - гидроклиновая установка; 3 - гидроклинья

В высверленное отверстие опускают гидроклин, после чего из гидросистемы подают жидкость под давлением. В результате действия расклинивающегося усилия происходит разрушение бетона или образование в нем трещин. При незначительной ширине трещины, когда перерезание арматурных стержней в бетоне невозможно, в нее устанавливают два расширителя (клинья) толщиной 5-7 мм и после расширения трещины вновь применяют гидроклин для окончательного отделения части монолита. Разрушение производится послойно, на глубину сверления.

Линии связи и электропередачи, подземные коммуникации и другие сооружения, затрудняющие производство работ на объекте, переносят в места, определяемые проектом, под наблюдением специалистов соответствующих организаций.

Крупные камни и негабаритные предметы, перемещение которых затруднено, предварительно дробят. Для механического дробления наиболее эффективно применение гидромолотов, которыми оснащают гидравлические экскаваторы. Скальные грунты разрушают взрывом. Это специальные пиротехнические работы. Перемещение камней или их обломков, погрузка в транспортные средства с последующим вывозом их за пределы строительной площадки может производиться с помощью клещевых захватов, которыми оснащаются современные гидравлические экскаваторы.

Отвод поверхностных и грунтовых вод

Водоотвод, предназначенный для защиты строительной площадки от стока поверхностных вод (паводковых, талых, ливневых), выполняют в виде водоперехватывающих нагорных и водоотводящих канав, подпорных стен, оградительного обвалования и системы дренажей. Тип защитных устройств, их размеры зависят от рельефа местности, расположения строительной площадки, гидравлического напора воды. На площадках с высоким уровнем грунтовых вод и их интенсивным притоком осушение грунтов целесообразно вести с помощью открытого или закрытого дренажа.

Открытый дренаж устраивают в виде канав глубиной до 1,5 м, имеющих пологие (1 : 2) откосы и необходимый для течения воды уклон. В отдельных случаях канавы могут заполняться дренирующими материалами (щебень, гравий, крупный песок).

Основной вид дренажа - горизонтальный закрытый, состоит из трубчатых дрен с водоприемными отверстиями, оборудованных фильтром, коллекторов и устьевых сооружений. Такие дренажи более эффективны, так как в трубе скорость движения воды выше, чем в дренирующем материале. В качестве дрен используются: трубы - гончарные (керамические, асбестоцементные, бетонные из обычного и пористого (фильтрующего) бетона, стеклопластиковые, пластмассовые и бумажные).

В последние годы в строительной практике значительно возросли внимание и требования к применению экологически чистых, природосберегающих методов и технологических приемов. Это в первую очередь относится к сохранению и сбережению древесной растительности, поверхностного слоя грунта, предотвращению загрязнения грунтовых вод.

Растительный слой грунта на площади будущего земляного сооружения срезается на глубину 15-25 см бульдозерами и автогрейдерами (скреперами), собирается в отвалы для последующего использования по озеленению и благоустройству строящегося объекта или другой территории.

Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке и пересадке, обносят оградой. Деревья и кустарники, пригодные для озеленения, должны быть пересажены и сохранены от повреждений.

Геодезическая разбивочная основа

Геодезическая разбивочная основа служит для плановой и высотной привязки на местности проекта строящихся зданий и сооружений, а также геодезического обеспечения строительства на всех стадиях возведения объекта.

Геодезическую разбивочную основу выполняют в виде строительной сетки, продольные и поперечные оси которой представляют собой прямоугольные координаты, определяющие положение здания или сооружения на местности. При строительстве одиночных зданий в районах имеющейся застройки в качестве геодезической разбивочной основы могут служить "красные линии".

Для выноса строительной сетки на местность используют имеющую на площадке геодезическую сеть (опорные точки) (рис.2). По координатам геодезических пунктов и пунктов сетки определяют полярные координаты S; S; S и углы ;;, по которым наносят направления сетки АВ и АС. Продольные и поперечные оси сетки закрепляют на местности постоянными знаками с плавной точкой. Знаки делают из заполненных бетоном и прочно закрепленными в грунте отрезков труб, из забетонированных отрезков рельсов и т.д. Подобным образом фиксируют и "красную линию".


Рис.2. Схема выноса на местность строительной сетки

В качестве координат принимают близлежащие стороны строительной сетки, а их пересечение за ноль отсчета.

Привязку осуществляют к "красной линии" (рис.3). При этом определяют угол между главной осью здания и "красной линией" и расстояние от точки А до точки О пересечения главных осей.


Рис.3. Способы переноса на местность основных осей здания

а - на основе строительной сетки; б - на основе "красной линии": 1 - здание; 2 - строительная сетка; 3 - оси условной координатной сетки; 4 - "красная линия"

В процессе строительства необходимо следить за сохранностью и устойчивостью знаков геодезической разбивочной основы.

Инженерные сети на городских улицах

К инженерным сетям относят подземные сети (водопровод, канализация, теплофикация, газоснабжение, электроснабжение, слаботочные сети и др.) и надземные сети (электроосвещение, телефонная связь, контактные провода городского электротранспорта и др.). Воздушные сети применяют преимущественно для устройства контактных проводов трамвая и троллейбуса, так как большая наземная сеть проводов и опоры для них ухудшают вид улицы, а обрыв проводов может привести к травмам. Контактную сеть трамвая и троллейбуса подвешивают на кронштейнах, укрепляемых на столбах или на тросах-растяжках, которые прикрепляют к мачтам, столбам и стенам зданий. Контактные провода подвешивают на высоте 5,5-6,3 м (под путепроводами и в тоннелях эту высоту допускается снижать до 4,5-4,2 м).

Подземные сети разделяют на кабельные, трубопроводные и тоннельные (коллекторы или каналы). К кабельным прокладкам относят кабели высокого напряжения (для энергоснабжения и освещения) и низкого напряжения (телефон, телеграф, радио, телевидение, кабели различных ведомств). Трубопроводы используют для водопровода, канализации, теплофикации, газоснабжения, водостока и др. Коллекторы (тоннели, каналы, галереи) предназначают для раздельной или совместной прокладки отдельных подземных коммуникаций. Коллекторами именуют также основные (магистральные) трубопроводы ливневой и фекальной канализации.

Глубина заложения подземных коммуникаций зависит от их типа, механических воздействий на них проходящего транспорта и глубины промерзания грунтов.

Инженерные сети следует прокладывать преимущественно по улицам и дорогам, для чего необходимо в поперечных профилях улиц, дорог предусматривать места для их укладки: на полосе между "красной линией" и линией застройки - для кабельных сетей (силовые, связи, сигнализации и др.); под тротуарами - для тепловых сетей или проходных коллекторов; на разделительных полосах - для водопровода, газопровода и хозяйственно-бытовой канализации. При ширине улиц в пределах "красных линий" 60 м и более следует предусматривать прокладку сетей водопровода и канализации по обеим сторонам улиц. При реконструкции проезжих частей с устройством дорожных покрытий капитального типа, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары.

Прокладку подземных инженерных сетей следует, как правило, предусматривать совмещенной в общих траншеях или в общих коллекторах в следующих случаях: при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром 500-900 мм, водопровода диаметром до 500 мм, свыше десяти кабелей связи и силовых кабелей напряжением до 10 кВт, при реконструкции городских магистралей с развитым подземным хозяйством, при недостатке свободных сетей в траншеях, на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями.

В общих коллекторах допускается также прокладка воздуховодов, напорной канализации и других инженерных сетей. В коллекторе кабели и трубопроводы размещают следующим образом:

а) при двухрядном расположении сетей: с одной стороны прохода сверху должны быть проложены кабели связи, под ним теплопроводы; с другой стороны прохода - сверху силовые кабели, ниже кабели связи, внизу водопроводы.

б) при однорядном расположении: сверху прокладывают силовые кабели, под ними кабели связи, ниже теплопроводы и водопроводы; водопровод следует располагать ниже теплопроводов и кабелей.

Устройство коллекторов предусматривает обеспечение доступа для постоянного наблюдения за подземными сооружениями и их своевременного ремонта. В связи с этим проходные коллекторы необходимо оборудовать естественной и искусственной вентиляцией.

При прокладке подземных коммуникаций в совмещенных проходных коллекторах требуются, естественно, большие затраты, чем при траншейном их размещении, однако, как показала практика, в процессе эксплуатации эти затраты полностью окупаются за счет исключения необходимости при производстве работ разрывать и восстанавливать дорожные покрытия, при этом не нарушается внешний облик городских улиц, движение транспорта и пешеходов.

Следует иметь в виду, что при бесканальной прокладке трубопроводов сначала прокладывают сети с более низкими отметками (т.е. в более глубокой траншее) во избежание обрушения стенок траншеи при параллельной прокладке нескольких трубопроводов либо других инженерных коммуникаций.